Фриланс или офис?

21 Авг

Картинка для привлечения внимания ))
                               handmade
Друзья, если вы подробно читаете наши посты, то наверняка уже заметили, что многие мастера, о которых мы пишем, работают фрилансерами, имеют свою студию и вполне успешно разиваются творчески. Но в основном это заграницей.

Хочется у вас спросить — как вы считаете, в России такая же ситуация? Мастер может свободно работать, в своей студии и зарабатывать на жизнь или все же нужна некая основная работа, которая будет кормить, а творчество — это скорее хобби. 

Есть ли изменения к лучшему? Постепенно творчество становится основным занятием?

Интересно услышать ваше мнение на этот счет.

комментария 73 to “Фриланс или офис?”

  1. dmitriyfed Август 21, 2012 в 7:20 дп #

    да у нас тоже развивается это. медленно. но прогресс есть

  2. rod_nik1 Август 21, 2012 в 7:22 дп #

    Я думаю, что можно, но мешает низкая готовность к сотрудничеству с другими людьми.

  3. wynn_whisper Август 21, 2012 в 7:22 дп #

    Я знаю немало мастеров, у которых нет другого занятия, кроме, хм, рукоделия. Вроде бы не жалуются 🙂 Я сама тоже фрилансер, но другого типа — автор и журналист.

  4. likaira Август 21, 2012 в 7:25 дп #

    Пока что, если есть семья, для полноценной жизни, кроме творческого фриленса, нужно ещё и на 1-2 менее творческих работах вкалывать.

    • ochendaje Август 21, 2012 в 6:25 пп #

      а где же брать время на все?

      • likaira Август 21, 2012 в 7:44 пп #

        Меня саму поражает! Но, как говориться: «Хочешь жить — умей вертеться!»

  5. beading_bird Август 21, 2012 в 7:29 дп #

    Знаю многих, кто так работает. Студия, однако, часто совмещается с домом )))

  6. kalinkapolinka Август 21, 2012 в 7:39 дп #

    Я тоже знаю многих, кто живет только продажами украшений. Но это получается только, если человек готов тратить на это времени и сил не меньше, чем на обычную работу, а зачастую и больше. Я сама тоже какой-то период занималась только продажей украшений и зарабатывала на этом свою зарпл. зав. магазином на предыдущем месте работы.

  7. urgor Август 21, 2012 в 7:46 дп #

    Я ремесленник. Четыре года работа с кожей мой единственный заработок. Растем, развиваемся, учимся и обрастаем оборудованием. Все получается.

    • wynn_whisper Август 21, 2012 в 8:19 дп #

      О, а я знаю ваши работы 🙂 Вы молодец!

      • urgor Август 21, 2012 в 8:21 дп #

        Благодарю.)

  8. tanyamakarenko Август 21, 2012 в 7:52 дп #

    В интернете можно много людей найти, которые живут только творчеством, но я, например, знаю очень много людей (мои знакомые), которые занимаются творчеством и делают это очень аккуратно и бездоганно(не нашла другого слова)! Но из-за того, что они не получили должной поддержки среди знакомых и в своем городе, они вынуждены вкалывать на работе, чтобы заработать на материал. А ведь они иногда очень дорогие. Так что ручная работа еще очень плохо ценится в средних городах.

    • hnyu Август 21, 2012 в 8:07 дп #

      Есть такие люди. И уже много лет живут так.
      В России затруднительно потому, что почта работает плохо, деньги и желание покупать рукоделие в основном у москвичей, а если ты живешь далеко от столицы, то или делай мелкое и ширпотреб, или супероригинальное, или вложи все свое время в создание бренда. Нужно быть упертым и увлеченным по-настоящему. У меня, например, дети все из рук вытаскивают, не представляю, как мамы этим занимаются. Все знакомые, у которых получается фриланс на рукоделиях, бездетные.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 8:20 дп #

        Вот и я о том же. Либо у тебя не должно быть детей или муж хорошо зарабатывать. А у многих все же дети. Но так как сейчас кризис и мужья стали зарабатывать в 3 раза меньше чем раньше, а цены в три раза больше, то ничего не остается, как отодвинуть свое творчество и идти работать на кусок хлеба. А когда все же хочется хоть каплю потворить, с болью в сердце покупаешь кусочек материала. Такая ситуация не дает творить, а тем более тратиться на рекламу. Вот так многие и остаются неизвестными мастерами.

      • hnyu Август 21, 2012 в 8:31 дп #

        У меня вообще смешно: закупилась материалом, его много, а времени нет. Ведь надо работать там, где точно платят и за детьми следить.

      • xlorofitum Август 21, 2012 в 9:50 дп #

        По-разному складывается. И с детьми- ситуация начало 90-х пришлось «засесть «дома и заработка у мужа совсем не было… И копейки на своей росписи имела, и закупаться не на что было. Сына вырастила, денег больших на домашнем творчестве не заработала, поддержка была относительная… А сейчас, кроме своего творчества и профессионализма в непростом деле росписи по фарфору- ничего нет. Вот делаю попытку встать на самостоятельный путь самообеспечения, по сложившимся жизненным обстоятельствам. Непросто. Но в любой ситуации маленькие шажки, но надо делать- быть может это потом обернётся БОЛЬШИМ ТВОРЧЕСТВОМ.
        Главное- не терять своё внутреннее состояние творить…

    • wynn_whisper Август 21, 2012 в 8:21 дп #

      Нужно обязательно выходить в сеть и работать с другими городами, еще лучше если даже с соседними странами. Таких городов, где не ценят, не понимают и не готовы платить, еще очень много.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 8:24 дп #

        Я уже писала, что ситуация не позволяет тратить деньги не только на рекламу, а и на материал. Особенно эта большая проблема, кто не очень понимает в соц. сетях.

  9. sarcasmi Август 21, 2012 в 8:02 дп #

    После нескольких лет жизни и работы на исторической родине (я журналист, детский писатель, художник, сатирик и карикатурист, автор песен), причем, так, как у вас описано – в собственной студии (дома), фриланс, на гонорарах и выставках, приезжая в Россию, убеждаешься: все уже не то. Даже если ты привозишь с собой огромный багаж своего творчества, опробованного и востребованного в других странах, изданиях, выставках, все это начинаешь показывать, предлагать, — равнодушная тишина. Возникает такое чувство, что ты приехал из другого мира, говоришь на другом языке, никто тебя не понимает и не желает понимать. Даже если ты предлагаешь нечто новое, то, чего в истории страны, региона, никогда не делалось. Только и слышишь: «Нам не надо! Мы сами! Что-то, мы ничего не поняли! Бесплатно?»… И это, вездесущее: «Мы вам перезвоним». И не звонят. Такое чувство, что все остановилось, и двигаться вперед никогда не будет. Повсюду – какая-т о корпоративная спесь: мы устроены и ладно, а ты – чужой.
    В крайнем случае, оживление наступает, когда натыкаешься на жуликов. «Ах, пришлите то, пришлите это! Напишите! Нарисуйте! Мы все передали руководителям»… А больше — ничего. Пустота и осознание: «Сам дурак, что связался». Или (если рядом) прийти и по головам настучать — развлечение.
    И уже спустя короткое время, в висках начинает стучать: «Назад! Домой! Подальше».
    Действительно, в других странах нет проблем с самореализацией (можешь хоть наколки на теле демонстрировать и на этом зарабатывать). Если знаешь языки, — нет проблем с выставками, с публикациями, не нужно разрешений… Нужно ВСЕ!
    После мытарств в России, остается единственное: осознать свою никчемность для страны, успокоиться и готовить новые работы к их реализации по возвращению домой.
    Вновь, в который раз, обжегшись, разозлившись, начинаешь больше творить, с некой жадностью работы и новизны. И это дает результаты.

    • hnyu Август 21, 2012 в 8:10 дп #

      Где же ваша родина?

      • sarcasmi Август 21, 2012 в 8:23 дп #

        Эльзас, Франция.
        А до переселения наш род, вместе с другими соплеменниками, 200 лет жил в Поволжье и созидал на благо страны.

      • hnyu Август 21, 2012 в 8:26 дп #

        Спасибо! Очень радует ваш комментарий в том плане, что хочу пожить в Европе и попробовать там заодно реализовывать свои украшения.

      • sarcasmi Август 21, 2012 в 8:52 дп #

        Спасибо. Думаю, найдете себя. Но, учтите, что в плане украшений — очень большая конкуренция из стран Востока. То есть, нужно нечто осбенное, оригинальное, учитывающее европейский менталитет.

    • hnyu Август 21, 2012 в 8:11 дп #

      Просто хотела ваш пример привести, но непонятно, из какой вы страны.

      • sarcasmi Август 21, 2012 в 8:26 дп #

        Ой, примеров — пруд пруди. Жалко страну былых созидателей, творцов, достойной культуры, классиков и талантов. У меня, как сатирика, хоть есть возможность смеяться над пришедшими к власти посмешищами, и на этом неплохо зарабатывать. Жалко остальных, кто вынужден мучится только из-за того, что имеет талант.

      • ochendaje Август 21, 2012 в 6:37 пп #

        Печальную ситуацию вы описали, остается только надеяться, что когда-нибудь это изменится…

      • sarcasmi Август 22, 2012 в 7:30 дп #

        Простите, но, мне кажется, это — реалии. Не я создал эту ситуацию, не я лишил страну будущего, не я ввергнул ее в уныние — один из семи смертных грехов.
        Наоборот, мне, оптимисту по жизни и по своему огромному веселому творчеству, очень бы хотелось видеть Россию, как страну умных, творческих, созидающих, свободных и повсюду востребованных людей, а не стонущую под игом торжества криминально-коррумпированной клептократии. У меня с ней много хорошего связано: я там родился, творчески рос, жил, служил и даже — воевал за нее, в ее же, глупых войнах. Я пишу на богатом русском языке, зная многие его интересные нюансы, намного лучше, чем на родном и английском. Я написал для нее множество песен, особенно, патриотических, включая для сегодняшнего праздника (см. ссылки ниже), для которого, увы, больше никто ничего и не написал… Так он всем нужен.
        Но, реалии таковы, что мы, творческие люди, просто не нужны правящим корпорациям, впрочем, как не нужна им и сама Россия, и ее символика с богатой историей созидания.
        Не унывайте! В мире достаточно замечательных мест, где человек-умеющий может себя хорошо реализовать. А родина — это место, где человек живет счастливо.
        *
        Ссылки:

        Российский флаг

        Слова и музыка — Юрий Шамнэ

        Исполняет Алекс Щербаков.

        http://vk.com/wall106336231_119

        Под флагом России

        http://vk.com/wall106336231_118

        Слова и музыка — Юрий Шамнэ

        Исполняет Алекс Щербаков.

      • beading_bird Август 22, 2012 в 1:13 пп #

        О да… У меня сердце содрогается от ужаса и в комок сжимается от обиды, когда вспоминаю сталинские репрессии. Как нам тяжело это всё аукается…

  10. manoletto Август 21, 2012 в 8:10 дп #

    Я — фрилансер. Уже несколько лет.
    Дом-мастерская, почта-кредика

    • ochendaje Август 21, 2012 в 6:38 пп #

      У вас замечательные работы, здорово, что они вас кормят ))

  11. rain_of_heart Август 21, 2012 в 8:10 дп #

    я забросила фриланс дизайнерский и только украшеними занимаюсь. Прокормиться можно. Но работать надо постоянно.

  12. dolli_the_sheep Август 21, 2012 в 8:11 дп #

    Боюсь в России это НЕВОЗМОЖНО, ну или сложно и невозможно на начальном этапе. Я живу в Москве аренда помещения стоит столько, что проще сразу повеситься и не жить. Общий уровень финансового благополучия и культурного развития у людей как правило такой что они с трудом покупают дизайнерские вещи более высокой стоимости. То есть надо еще вложить в рекламу и пахать как китаец штампуя изделия тысячами, чтобы отбить себестоимость и хоть немножко заработать. Большинство мастеров которые занимаются авторской куклой из тех кого я знаю — замужем и финансовым столпом семьи является муж (иногда родители)… я просто слабо представляю себе это в России — а ну да у нас еще материалы сильно дорогие

    • urgor Август 21, 2012 в 8:24 дп #

      Возможно и многие люди это доказывают. Да, есть технические и фанансовые сложности. Я вот например чтоб снизить затраты на аренду площадей уехал из Калуги (областной центр) в городок поменьше и потише. Но нашему бренду «Мастерская Оберег» уже скоро год, мы узнаваемы и успешны. Сейчас с этого ремесла живут и кормятся две семьи, планируем расширятся.

      • dolli_the_sheep Август 21, 2012 в 8:29 дп #

        Ну тут как кому повезет но имхо не в столице проще. Я делала авторские куклы- с одной куклы чистыми я получала 5000р. (за более высокую стоимость покупатели сильно дольше думали) сделать 10-15 кукол в месяц анриал:(((( в общем сложно… вопрос еще в том : Что именно делает мастер, насколько трудоемок процесс и т.д. и т.п.

      • urgor Август 21, 2012 в 8:48 дп #

        у всего есть свои сложности. У меня вот низкая аренда площадей, но при этом все материалы и инструменты я покупаю или в Москве или заказываю за границей. Иногда отказываюсь от какого-либо заказа (или откладываю его надолго) только потому что для его исполнения нужна какая-нить фурнитурина, которая продается в 300 км от меня. И закупка материалов — я примерно прогнозирую что мне понадобится в ближайший месяц и закупаю материал сразу оптом, а из этого получается что у меня в запасах кожи лежит очень приличная сумма и даже это не всегда спасает. Жил бы в Москве было бы намного проще. Опять же основные продажи это Москва и крупные города России — то есть почта. Магазины, торгующие моей мелочевкой и серийкой тоже в Москве… так что везде свои трудности, но они решаемы.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 8:38 дп #

        Я вот согласна с dolli-the-sheep. Я живу ну уж совсем в маленьком городе, меньше, по моему, некуда. Аренду не надо платить, выставки бесплатные или почти бесплатные, но это никак не помогает. Обычные люди просто нас (мастеров) не видят. Считают, что у нас должно быть дешевле, чем китайское в магазине.

      • urgor Август 21, 2012 в 8:49 дп #

        Выходите активнее в сеть. Я вообще не продал ни одной вещи в том городе в котором живу — все продажи через интернет, через перекупщиков-магазины..

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 8:55 дп #

        Спасибо за общение. Я это приму во внимание. Я думала все начинают с того города, в котором живут.

      • urgor Август 21, 2012 в 9:01 дп #

        У меня сейчас есть ЖЖ как площадка рекламная, есть общая группа в контакте нашей мастерской, сейчас готовим сайт, планируем потихоньку выходить на Е-бай и другие торговые площадки. Посмотрите на «Город Мастеров» — там можно создать свой магазин. В общем сеть и еще раз сеть.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 9:32 дп #

        Видимо ваших советов мне очень нахватало для воодушевления. А можно вас спросить, как вы рекламируете эти площадки? Как люди узнают, что вы есть вконтакте или в ЖЖ? пользуетесь визитками? Или рекламой?

      • urgor Август 21, 2012 в 9:45 дп #

        Ну ЖЖ я никогда особо не рекламировал… просто он уже очень старый (по российским меркам) и постепенно набирал читателей. Пишу не только о рукоделии и активен в общественно-политической жизни — так набрался пул читателей.
        Рекламировали мы группу в контакте. Вот там уже были лотереи, розыгрыши, рекламные акции. Вот за год набрали 1500 читателей.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 10:16 дп #

        Спасибо за ценную информацию. Думаю ваш рассказ мне послужит хорошим уроком 🙂

      • brodie_jean Август 21, 2012 в 9:18 дп #

        urgor правильно говорит — выходите в сеть. Я покупаю рукоделье у мастеров из разных городов, в Москве кажется еще ни разу ничего не купила.

      • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 9:34 дп #

        А где вы чаще всего покупаете изделия ручной работы? Мне интересен сам процесс, как вообще люди ищут ручные изделия.

      • brodie_jean Август 21, 2012 в 9:52 дп #

        какие-то ищу целенаправленно, иногда за чьим-то творчеством слежу и жду когда появится МОЯ вещица, а иногда во френдленте случайно у друзей новые имена узнаю. Из последних — кто-то месяц назад писал про трапунто (я и слова такого не знала), начала расспрашивать, читать инет, нашла мастера необычайно талантливого из Иркутска, теперь в хотелках заказать ее работу. У меня всегда хотелки какие-то впереди. Ну и куклы, конечно, сейчас у меня в хотелках ТАКАЯ!!!! Ее еще не существует, даже образ художником не придуман, но она будет обязательно, с автором уже общаемся.

      • ochendaje Август 21, 2012 в 6:43 пп #

        возможно, мы писали ?))
        http://ochendaje.livejournal.com/72224.html

      • brodie_jean Август 22, 2012 в 12:08 пп #

        точно, Вы и писали, и я Вам благодарна за знакомство с этой темой. Я увлеклась поисками информации в инете и одеялко у меня теперь в виш-листе ждет своей очереди. Знакомым своим показала — упали от восторга. Сарафанное радио, одним словом.

      • mersedesik Август 21, 2012 в 10:06 дп #

        Нет. У меня сразу все пошло на столицы-заграницы, продаж в НН и по сю пору по пальцам пересчитать.
        ЖЖ и ЯМ.

      • krajzer Август 22, 2012 в 10:15 дп #

        Бренд

        Вы пишете — «бренд». Вы уверены, что ваша мастерская — бренд? Что об изделиях её производства мечтают, на них копят деньги, ими хвастают перед знакомыми? Он их говорят: «я живу в стиле Оберег. Это моя идентичность»?
        Или речь шла, всего лишь, о более-менее узнаваемой торговой марке?

      • urgor Август 22, 2012 в 10:25 дп #

        Re: Бренд

        «Мастерская Оберег» узнаваемая торговая марка среди ЦА. У Вас очень широкое понимание «бренда».
        Если есть люди, которые живут в стиле Кока-Кола (БМВ, Самсунг, Шанель) мне их искренне жаль.

      • krajzer Август 22, 2012 в 10:39 дп #

        Re: Бренд

        Однако, именно они и делают существование понятия «бренд» действительным.

        У вас, как я понял, есть неприятие по отношению к брендам ))
        Ну, чтож, хочу Вас успокоить — Ваш «Оберег» брендом никогда не будет.

        Впрочем, я думаю, что бренд «русской духовности» Вам не претит? А он — есть )) Воплощён, например, в матрёшке и кокошнике.

        И в фирменном выспреннем лицемерии, да )))

      • urgor Август 22, 2012 в 11:19 дп #

        Re: Бренд

        Ваше мнение, видимо, в Вашем окружении никого не интересует, но высказать его потребность большая. Что ж, Вы его высказали, я его услышал.
        Не исключаю что в каких-нибудь модных книгах по современной экономике понятию «бренд» отведено много страниц. Но в изначальном его значении это всего лишь клеймо на крупе лошади, обозначающее её владельца. Остальное от лукавого.
        У меня нет неприятия к брендам. Я хочу приобрести хорошую машину, известного бренда. Я работал в компании Кока-кола несколько лет и до сих пор горжусь этой работой, бережно храню сертификаты об образовании на внутренних семинарах компании и благодарственные письма от руководства.
        Да, видимо в том понимании «бренда», которое существует у Вас в голове наша Мастерская таковой не станет никогда. И это меня мало расстраивает.
        Есть русская духовность, а есть ее бренд. Я так понимаю, Вам бренд милее ее самой. На то тоже есть Ваше право и жить в мире где русское это только матрешка и кокошник Вам запретить никто не может.
        За сим прошу Вас поискать более благодатные уши для Ваших мнений и изложения скудной духовности в стиле какого-нибудь бренда (бренд «русской духовности» не используйте, не модно сейчас).

      • krajzer Август 22, 2012 в 11:28 дп #

        Re: Бренд

        Вы меня потешили )) Однако, насчёт русской духовности — модно-таки:
        http://ibigdan.livejournal.com/11476211.html

      • urgor Август 22, 2012 в 11:39 дп #

        Re: Бренд

        вот Вы опять путаете духовность с мракобесием…
        ну да ладно, давайте и правда закончим, смысла я не вижу. Но чувствую что в следующих комментариях все что-нить про пусек расскажете.. а это уже совсем перебор

      • krajzer Август 22, 2012 в 11:44 дп #

        Re: Бренд

        Нельзя спутать первое и второе, если одно есть имманентной частью другого. В плане содержания бренда, разумеется.

        Да, изначально — это клеймо.
        Много ли изначальных терминов не модифицировалось?
        Особенно в быстро развивающихся дисциплинах.

        Дикси ))

  13. Аноним Август 21, 2012 в 8:15 дп #

    Да, даже знаю мастеров, которые именно творчеством своим и живут. Дала бы даже ссылку на самых любимых своих матсеров, маму с дочкой, у которых постоянно заказываю классные вещицы, да не сочтут ли рекламой, не забанят ли?

  14. blaster2009 Август 21, 2012 в 8:37 дп #

    Многие, наверно, могут совмещать основную работу и творчество, но у меня не получилось бы. Основная работа съедает большинство времени. А если бы занимался еще и творчеством, рано или поздно оно предъявило бы права на меня, и встал бы вопрос — работа или творчество. Из-за этого и стихи перестал писать, и журнал веду в основном в режиме литдыбра.

    • ochendaje Август 21, 2012 в 6:46 пп #

      Главное, не жалеть о своем выборе потом ))

  15. ioioioio Август 21, 2012 в 9:12 дп #

    за прошедший месяц отпуска я своими куклами заработала больше, чем получаю на работе. но бросать работу страшно, если честно. но вот она начнется, и мне опять будет не до кукол…
    страшная дилемма.

  16. kameya_cat Август 21, 2012 в 9:20 дп #

    Я из Украины, а не России, но могу свою точку зрения озвучить.
    Для меня трудностью является то, что ты кроме художника/мастера/дизайнера должен быть еще и менеджером-маркетологом для себя. Ты должен раскручивать, рекламировать, продавать. На это тоже нужен некий талант, или по крайней мере знания. Мне лично это трудно дается)) Когда работаеш в коллективе, то продажами занимаются отдельные люди, каждый делает свою работу. Когда работаеш один — ты должен думать обо всем, а не только о творчестве. Нам не хватает образования что ли в этом плане. Мне кажется многих это останавливает на пути к полному фрилансу.

    • tanyamakarenko Август 21, 2012 в 9:37 дп #

      Да, вы правы. чаще всего загвоздкой в творчестве становится суметь себя донести до публики. Я лично, это пока не умею делать. и многие мои знакомые тоже…

  17. assol_sun Август 21, 2012 в 9:57 дп #

    Мне кажется, что при наличии круга постоянных клиентов, а также стабильного спроса на работы в свободной продаже, с украшений вполне можно жить, никем больше не работая. Но даже при таких условиях я бы работала на операторской должности, где не особо требуется прикладывать мозги. Во-первых, чтобы общаться с людьми. Во-вторых, чтобы на случай творческого простоя всегда была денежка.

  18. mersedesik Август 21, 2012 в 10:13 дп #

    Фриланс онли, кошкохудожник.
    7 лет назад бросила основную работу (полиграф-дизайнер)- и больше не вернусь на нее НИКОГДА, ла-ла-ла.
    Но — продаюсь почти исключительно на Москву-Питер-заграницу, в родной провинции почти неизвестна.

  19. goguin Август 21, 2012 в 10:25 дп #

    Работать можно. Но у нас возникает волокита, когда надо оформлять всякие документы, связанные с собственностью, субсидиями и проч. Формально люди свободных профессий есть, но вся бюрократическая канитель существует в том же виде, когда те, кто не ходит на официальную работу в учреждение с и до, считались тунеядцами.

  20. oksana_slk Август 21, 2012 в 10:47 дп #

    Все зависит от мастера и от его мастерства

  21. esha_ba Август 21, 2012 в 12:36 пп #

    в пятницу уволили- так что поглядим))

  22. irina_beresta Август 21, 2012 в 12:40 пп #

    С недавних пор фрилансер… хотя мне больше нравится ощущать себя свободным художником…:-) До этого, несколько лет совмещение с работой…поиск торговых площадок для реализации работ и в реале, и в инете… Сейчас наслаждаюсь творчеством и свободой… Работаю много… выходные условны.. все-равно что-то делаю…:-)

  23. wolfj Август 21, 2012 в 5:37 пп #

    Тут от постоянной-то работы денег не хватает вечно, а фриланс — только для необремененных семьей…

  24. olshiki Август 22, 2012 в 2:40 дп #

    Для меня творчество (рукоделие) пока что хобби.

  25. viki_f Август 22, 2012 в 9:59 дп #

    Я считаю, что всё зависит от человека и не важно, где он живёт и работает. Чтобы пробиться нужны реклама, как можно больше выставок, публикаций и порой без связей тоже не обойтись. Я живу в Германии уже 14 лет. Работала в архитектурном бюро, но не выдержав ежедневного сидения перед компьютером и постоянного стресса, ушла… Теперь я, так сказать, вольный художник и делаю только то, что мне нравится. К сожалению, на этом не заработаешь (даже материалы не окупаются), но теперь чувствую себя более спокойно и получаю удовольствие от любимого занятия.

  26. jezhonok Август 23, 2012 в 10:07 дп #

    У меня есть друзья, которые зарабатывают на жизнь только творчеством. Ну, и просто знакомых тоже немало. Кто-то скорняк, кто-то луки делает, кто-то с металлами работает, кто-то шьет, кто-то все вместе.

    Я вот тоже решила делать замечательные вещи своими руками и зарабатывать этим себе на что захочу. 🙂

Добавить комментарий

