Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» — «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие — называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.
В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

(рассмотреть поподробнее)
Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.
Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

(рассмотреть поподробнее)
"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.
В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur – фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

(рассмотреть поподробнее)
"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)
К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства .

(рассмотреть поподробнее)
Фламандский гобелен 1450-1460гг

(рассмотреть поподробнее)
"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса ( Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы
Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)
В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.
Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani
С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Салон" По мотивам французской школы романтической живописи 18 века.

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Сады Людовика XIV" По мотивам французской школы романтической живописи 18 века.
В XVIII веке гобелены стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни, часто с более реалистичной перспективой, чем когда-либо ранее. Сцены портовой жизни и рыбной ловли, излюбленные фламандскими ткачами, конкурировали с французскими пасторальными сценами.

(рассмотреть поподробнее)

(рассмотреть поподробнее)
Гобелен "Кибела, богини Природы, получает подарки нимф и крестьян."

(рассмотреть поподробнее)
В XVIII-XIX веках появилась потребность в гобеленах, выполняющих более декоративную роль в интерьере. В результате появился богато орнаментированный стиль XVIII века. Основными сюжетами стали натюрморты, флора, архитектура, а также сочетания этих элементов.


(рассмотреть поподробнее)

Мастера гобеленов вдохновлялись живописными полотнами голландских и фламандских художников. Также в этот период появились так называемые "Портьеры", первоначально предназначавшиеся для драпировки дверных проемов.

Портьера (занавес двери).Изобразительные элементы взяты из источников эпохи Возрождения.

Удивительная история гобелена.
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Удивительная история гобелена.» в контексте: […] Оригинал взят у в Удивительная история гобелена. […]
няшно
красотища то какая.
Неожиданный ценитель.:)
Наверное, в оригинале можно совсем подолгу разглядывать.
Пост просто супер, такие гобелены можно долго разглядывать!)
Для советского человека это был бы просто культурный шок.
Ты только самый красивый и самый дорогой гобелен забыл, который был и есть сейчас в каждой советской семье,))
а они для здоровья не опасны, всё же за столько лет в них наверно уже такое живёт…
Спасибо.)
Ну дома вешать точно не стоит.:)
Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.
Шпалера и гобелен различаются по наличию ворса на поверхности. В Эрмитаже есть Шпалерная галерея — от Иорданской лестницы налево, по ней мы проодим в Павильонный зал. Там только шпалеры.
Гобеленов в мире больше, чем шпалер 🙂
Но разглядывать и те, и другие можно бесконечно.
Натюрморты мне больше всего по душе