Открытки эпохи модерна из личной коллекции Н. Плотниковой

8 Июл

Дата издания открытки определяется по штампу на оборотной стороне в месте, где приклеивается марка. По цвету этого штампа и точности рисунка штампа также устанавливается подлинность фото открытки. Один из хороших способов определить подлинность фото открытки — отсканировать её — фотографическая открытка не разбивается на зернистые сегменты при сканировании, как это обычно происходит с напечатанными "фото" открытками…

Ссылка на один из сайтов, который приводит список наиболее известных штампов на обороте открытки с приблизительной информацией о дате издания: http://www.playle.com/realphoto/photoall.php

  • Открытка из Германии 1908 года.

Муфта (нем. Muffe) — род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук.

Говорят, что муфту придумали венецианки в 16 веке, поскольку в огромных, сырых, холодных палаццо их нежные ручки мерзли отчаянно. До появления муфты руки просто прятали в воронкообразные рукава, как мы иногда делаем и сегодня, когда забываем дома перчатки. Из Италии муфта распространилась и в другие европейские страны. Она прочно вошла как в женский, так и мужской гардероб.

Интересная особенность — в отличие от муфт, которые стали делать позже и мехом наружу, муфты 16-го века делались мехом вовнутрь. Так рукам было теплее.

В женской моде этот аксессуар время от времени вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и материал.

XX век вводит так наз. Таschenmuff — муфту, которая одновременно является и сумкой.

Открытка выпущена в Германии в начале 1900-х гг.

На открытке представлена дама, демонстрирующая туалет в стиле модерн.

Она олицетворяет одно из его направлений — интерпретацию образов античности…

По-видимому, она должна казаться зрителю античной статуей, что подчеркивается "каменными" блоками (на одном из которых она стоит) с "античными" орнаментами.

Конечно, если приглядеться к костюму, ясно, что он предназначен лишь для демонстрации — передвигаться в нем женщина не сможет — настолько узко затянуты ноги.

Действительно, в 1900-10-х гг в моде были очень узкие юбки, ходить в них было почти невозможно. Знаменитая актриса Сара Бернар, слывшая образцом элегантности, шила для себя костюмы для стояния на сцене — то есть, такие платья, в которых роль следовало играть, элегантно прислонившись к колонне и не сходя с места.

Открытка выпущена в Германии в 1900-х годах.

Столь великолепная шляпа на даме дает повод поговорить об этом замечательном аксессуаре и его изготовлении более подробно.

Шляпное дело всегда было привилегированным ремеслом, обслуживающим аристократию.

Поэтому, держать магазин дамских шляп было одним из немногих благородных занятий, доступных для женщин, которые хотели работать. И это была не просто ручная работа, а искусное мастерство.

Шляпные магазины-мастерские работали по принципу ремесленной школы — владелица брала в обучение с проживанием девочек из малообеспеченных городских и деревенских семей.

Постепенно они осваивали все технологические операции и секреты этого ремесла. В результате, знаменитыми шляпницами становились самые талантливые и одаренные из мастериц, а все остальные, не блиставшие особыми способностями, были, тем не менее, грамотными специалистами, профессионально владевшими своим ремеслом.

И даже не смотря на то, что доход шляпных мастериц был маленьким по сравнению с работой на фабрике, иметь свой магазин дамских шляп было очень удобно. Модистки одновременно с работой в мастерской могли заниматься и воспитанием своих детей, поэтому количество шляпных ателье в столичных и провинциальных городах просто не поддается учету — их было великое множество.

Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы) стал нарицательным, так как близость к дамам высшего света, артистизм, популярность в городской среде, полусветская жизнь давали пикантные сюжеты для авторов модных водевилей.

Открытка выпущена в Любеке — городе на севере Германии.
Дата на штемпеле 3 декабря 1910 г.

На открытке, оформленной в стиле модерн, представлены фотографии музыкантов, входящих в квартет и выступающих в дамском музыкальном салоне "Mirza Schaffy".

В центре открытки расположена фотография хозяйки салона и ее супруга.

Салон — это кружок избранного круга людей, собирающихся в частном доме по каким-либо общим интересам. У Мирзы Шаффи собирались любители музыки.

Любек — древний и богатый город. Наверное, и семья Шаффи была далеко не бедной, коль скоро ее хозяйка могла содержать такой салон и , к тому же, выпустить даже открытку по этому поводу.

По-видимому, посетитель салона, взяв открытку, после выступления музыкантов, мог попросить их расписаться (четыре подписи можно видеть внизу открытки) и оставить ее себе на память об этом вечере или отправить открытку знакомым по почте , как произошло в данном случае, с описанием впечатлений от концерта.
100 лет прошло, а отзвук этого концерта, благодаря небольшому клочку бумаги, дошел до нас.

Открытка — фотопортрет известной английской актрисы Ольги Нетерсоль, выпущена во Франции, в Париже в конце 19, начале 20-го вв.

Очень интересное ожерелье-ошейник украшает актрису. Стиль модерн в чистом виде.

Что касается самой личности Ольги Нетерсоль (1867 — 1951), то она была известной английской актрисой. Выступала и как режиссер. Много гастролировала.(Австралия, Америка).
В годы Первой Мировой войны служила медсестрой в Лондоне.
Позже ею была создана Международная Лига здоровья, за что в 1920-м г. она была награждена Королевским Красным Крестом.

Фотографы в коммерческих целях выпускали фотографии в виде открыток, поступавших в свободную продажу, с изображением достопримечательностей своей местности, а также людей, проживающих там, в их национальной одежде.

Такие открытки-фотографии пользовались спросом у заезжих гостей или начинавших все больше появляться в те годы туристов. Они с удовольствием приобретали их себе на память или, приклеив марку, отсылали своим близким.

Так, фотограф Victor Quedens из города Norddorf на севере Германии выпустил эту фотографию молодой женщины с младенцем на коленях. Она одета в национальный костюм фризов, народа, издавна проживающего в этих местах.

Вероятно, это лучший ее наряд, так как выглядит она очень празднично.

На ней традиционная шерстяная темная юбка, собранная на талии. Темная кофта с узкими рукавами. В глубокий вырез вставлена прозрачная манишка. Грудь закрывает большое украшение из металла (скорее всего золотое или серебряное) с цепочками и шерстяными светлыми помпонами. Такие же помпоны есть на запястьях рукавов кофточки.

Поскольку женщина замужняя, то головной убор у нее черного цвета. Он состоит из высокой шапочки, отделанной вышивкой и прикрытой сверху кружевом. Головной убор, височные и нагрудные украшения передаются по наследству.
Младенец одет в светлое платьице. На головке у него шапочка с вышивкой и кисточкой. Судя по этой шапочке, можно понять, что это мальчик.
Он настолько мал, что просто заснул у женщины на коленях.

Так выглядела фризская женщина сто лет назад. Но, наверняка, и сейчас те, кому доведется побывать в тех местах, смогут увидеть все ту же одежду на женщинах, если окажутся на одном из народных праздников, которые так любят проводить в Германии.
———————————

ФРИЗЫ, фризен, фрисен (самоназвание) проживают в Нидерландах (там есть такая провинция Фрисландия) — 400 тыс и в Германии (на севере страны) — 20 тыс. Говорят на фризском языке, родственном нидерландскому. Верующие фризы — в основном кальвинисты, сторонники голландской реформатской церкви, лютеране, есть и католики.

Люби меня — в этом весь мой мир… так бы я перевела фразу, написанную внизу открытки
"Если весной распускаются почки,
Поют дрозды…"

Непринужденно расположившаяся пара (кавалер присел на краешек стула, а дама и вовсе сидит на небольшом столике у окна) с бокалами в руках призывает весело встретить Новый год!
Окно оформлено кружевными занавесками с ламбрекеном. И это обрамление служит дополнительной рамой для пары влюбленных.

Открытка выпущена в Латвии, но печаталась она в Германии.
Стоит почтовый штамп Риги.
На открытке проставлена чернилами дата 6 ноября 1908 г.
В это время Латвия входила в состав Российской империи)

————————-

На открытке мы видим, как мальчик вручает букет цветов. вероятно, матери, поздравляя ее с каким-то праздником.
Он подошел к застеленному нарядной скатертью столу, за которым сидят с чашками в руках несколько дам.
Все выглядят радостными и благожелательно смотрят на то, как происходит передача букета в руки по виду самой старшей из них дамы.
На всех лицах написано :"Какой молодец!"

Английская открытка послана из Блэкпула (Blackpool) в Олдем (или Олдхэм, англ. Oldham).
Оба города расположены не так далеко друг от друга в Северо-Западной Англии. Только Блэкпул находится на побережье Ирландского моря и с начала 19 века является известным английским курортом, что, по-видимому и побудило поехать туда из "не морского" города Олдема, некую сестру, которая и уведомляет брата о своем благополучном прибытии на этот курорт.
Dear Brother.

We arrive quite sufe enjoying our selves.
Hoping you are doing the same.
Weather is grand here today.
With love from Blackpool
ххх

Датировано послание 31 августа 1912 года. И, раз погода великолепная, как сообщает корреспондентка, то, надо надеяться, что все курортники и в их числе и эта "сестра" еще успели покупаться в водах Ирландского моря.
Блекпул и сегодня абсолютно лишен какой-либо индустрии, его цель — спокойный отдых самих англичан.
——————————

Что касается открытки, то в начале ХХ века было весьма популярно фотографировать детей еще так называемого дошкольного возраста. По-видимому, их детская прелесть, непосредственность, наивность особенно была по душе покупателям.
Очень часто открытки сопровождались уже напечатанными надписями, как в этом случае, — указывалось от кого или кому она предназначена, или по какому поводу, или с названием места пребывания отправляющего.

Часто в России начала 20-го века поступали в продажу открытки, напечатанные в Европе (как правило, в Германии) по заказу российских издателей. Затем делалась надпись в виде надпечатки по-русски — обычно — поздравление.
Так и в случае с этой открыткой, выпущенной к празднику Пасхи.

Фото-открытка раскрашена довольно приятно, в пастельных тонах. Выполнена для российского рынка, т.к. главными символами русской Пасхи являются крашенные яйца и ветки цветущей вербы. Что мы и видим в руках и на коленях сидящей женщины.
Девочка с любовью прижимается, вероятно, к матери, и вся композиция носит милый, камерный характер, подчеркивая значимость праздника.

На вернисаже в Измайлово попались три почтовые карточки. Судя по штемпелю на одной из них, — открытки 1915 года. И очень они мне приглянулись…

Принадлежат трем подружкам-гимназисткам.

Звали их — Надя Косоглядова, Роза Лапидус и Циля Могилевская… ах, еще упоминается и четвертая — некая Женя…
Жили девочки в славном городе Кременчуге, что на Полтавщине… и поздравляли друг друга с праздниками, посылая такие вот карточки по почте в открытом виде (и поэтому стоит штемпель) или в конверте (тогда, естественно, штемпеля на открытке нет)…

Так, Цилю Могилевскую поздравляет с днем рождения Роза и желает ей "удачи въ ея новой жизни"…
Что за перемены ждали Цилю — можно только догадываться по открытке от самой этой Цили — ее открытку я сфотографировала отдельно (там же и текст).

На этом же фото — русско-французский словарь 1906 года — "для средних учебных
заведений", Вполне может быть, что по такому словарю эти девочки учили французский….

————————

Можно здесь посмотреть фильм про старые русские открытки

Открытка начала ХХ века.
На открытке воспроизводится картина художника А.Петрова "Пансионерки".

Название и имя художника напечатаны на лицевой стороне внизу.Там же указано, что это произведение находится в Третьяковской галерее (причем на открытке написано слово галерея с двумя "л").

Изображены три пансионерки в момент прикуривания одной из них сигареты или папиросы…..вторая девочка держит зажженную спичку, а третья смотрит в раскрытую дверь — как бы кто не увидел этакую шалость! Сюжет, надо сказать, не для благородных девиц.
Теперь переворачиваю открытку и читаю , что же сообщает в ней уже известная нам Циля Могилевская.

" Милая Надюшка! Ты, вероятно сердишься на меня, что я тебе такъ долго не писала; но, право, я очень занята. Наконецъ. урвала минутку тебе написать. Въ гимназии у насъ очень весело, я, Лида Кефели, Ада Каминская преворачиваемъ все вверхъ дномъ. Целую тебя много разъ. Циля.
Написала бъ, но нетъ места".

Вот такой текст.

И посылала Циля эту открытку в Кременчуг, из которого, вероятно, отбыла в другой город и теперь проказничала в другой гимназии… Видимо, и открытка была ею подобрана специально с соответствующим Цилиному характеру сюжетом….

Вообще, так и повеяло Бунинскими рассказом о гимназистках… и написал-то он свое "Легкое дыхание" в 1916-ом…
…Чего только в голову не взбредет, гуляя по Измайловскому развалу…

Вот отсюда, там еще много любопытного.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: